Мотошлемы: Какой срок службы
Мотошлемы с точки зрения производителей
"Все мотошлемы Arai имеют гарантию, покрывающую дефекты (брак) в материалах и сборке. Гарантия составляет 5 лет с даты первого использования, но не более 7 лет с даты изготовления. Шлем должен быть заменен на новый по истечении 5 лет с даты первого использования."
Мотошлемы Schuberth. Ниже — строчка из FAQ, размещенный на официальном сайте Schuberth. На вопрос пользователя где брать запчасти к шлему, который уже не продаётся, ему отвечают, что надо идти к дилеру, но предупреждают:
"В целях вашей безопасности, обращаем Ваше внимание, что в зависимости от потребностей в использовании и ухода, мотошлем должен заменяться после 5-7 лет."
Импульсивные Итальянцы также не вдаются в объяснения пользователю (всё равно не поймёт) и даже не боятся взаимоисключающих утверждений:
"У мотошлемов нет срока годности, но они должны заменяться после пяти лет регулярного использования."
Shoei. Производитель в описании обслуживании шлема приводит массу причин, по которым шлем должен быть заменен… Тут всё понятно – падения, аварии, итд. Но дальше идет еще один пункт:
"Даже если ничего из этого не произошло, мы, Shoei, рекомендуем замену (шлема) в течении 5 лет после первой продажи в розничной сети. "
Рекомендуем: Как проверить собственный мотошлем на безопасность
Мотошлемы имеют срок службы
В общем, производители высказались чётко. Но, надо понимать, что, несмотря на весь авторитет и уважение – это производители. Их бизнес не делать хорошие мотошлемы, а делать их и продавать. А еще не попасть на претензию по гарантии. В самом деле, не давать же пожизненную гарантию и не объявлять срок службы вечным – издергают бесплатной заменой всяких деталей, новые шлемы покупать не будут.
С другой стороны, мотошлемы они делают хорошие. Которые реально отрабатывают и спасают жизни. Дыма без огня не бывает – может и есть резон в этих цифрах? При этом продолжает напрягать одно – срок определен, а вот почему шлем надо менять, никто ответа не даёт. Ищем дальше, в независимых ресурсах:
Некоммерческая (в отличие от производителей экипировки) организация Авторитетный Фонд Снелла отвечает на наш вопрос следующее:
"Рекомендация пятилетней замены мотошлема основана на единодушном мнении производителей шлемов и фонде Снелла. Клеи, смолы и другие материалы, используемые в производстве мотошлема могут оказывать воздействие на материал подкладки. Масла для волос, выделения тела, косметика, так же как и естественный износ, всё это вносит вклад в снижение качества шлема. Сделанные на основе нефти очистители, краски, топливо и другие часто встречающиеся материалы также ухудшают материалы, используемые во многих шлемах и могут привести к снижению его характеристик. Кроме того, как показывает опыт, в течении пятилетнего срока происходит заметное улучшение защитных характеристик шлемов в из-за развития материалов, конструкций, методах производства и стандартов. Таким образом, рекомендация заменять шлем раз в пять лет вытекает из разумной философии безопасности."
Мотошлемы считаются вечной безопасностью
Хорошо, с этим ясно. А что по поводу материалов? Ведь производители не скрывают, из чего они делают шлемы. Может имеет смысл посмотреть характеристики этих материалов — действительно-ли они разрушаются со временем? Стандартный шлем имеет три слоя и состоит из жёсткой скорлупы, энергопоглащающего материала и внутренней подкладки.
Наружная оболочка мотошлема – жёсткая скорлупа, изготовленная из разных материалов (термопласты или композиты). Из термопластов чаще всего используется ABS или поликарбонат. Для композитных материалов как правило используются стеклоткань, карбон или кевлар. В качестве связующего используются эпоксидные или полиуретановые смолы, а также термопластик с различными присадками. С композитами сложно — там столько всего намешано, что вычленить характеристики отдельного материала довольно сложно.
А вот бюджетные и распространенный ABS-пластик проверить можно:
Растворяется в сложных эфирах, кетонах, 1,2-дихлорэтане, ацетоне.
Некоторые виды АБС могут разрушаться под воздействием солнечного света.
Не врут, получается. Протерли ацетончиком шапку из АБС пластика, чтобы смыть, например, остатки мошек, разбившихся о шлем после дальняка — получайте ухудшение характеристик. Поплыл ваш ABS. Или там, бросили на солнце — всё, просела шапка. Хотя может она у вас и не из «некоторых видов пластика»? Но опять таки — причём тут время? Вы можете абсолютно новую шапку на солнышке поджарить или ацетоном угробить. Откуда 5-7 лет? ABS пластик не разрушается от контакта с воздухом, насколько известно.
Второй слой — демпфирующий, энергопоглащающий. Делается обычно из пенопласта\пенополистирола. Одним из преимуществ этого материала в разных источниках всегда заявляется долговечность: "Одним из способов определения долговечности пенополистирола является чередованием нагревания до +40 °C, охлаждения до −40 °C и выдерживанием в воде. Каждый такой цикл принимается равным 1 условному году эксплуатации. Утверждается, что долговечность изделий из пенополистирола по данной методике испытаний составляет не менее 60 лет, а то и 80 лет."
Тем не менее, если долговечность установлена, значит пенополистирол всё-таки разрушается от времени. Правда 5 и 60 лет — несколько разные цифры…
Выходит 5-7 лет это сильно усреднённый срок. В большей степени он продиктован маркетингом и желанием максимально обезопасить конечного пользователя. На долговечность шлема влияют масса факторов. И вышеуказанный срок является сильно обобщенным. Срок службы шапки активного мотопутешественника или спортсмена, у которых шлем — наиболее часто одеваемый предмет гардероба по жизни, никак не может быть таким же, как у каферейсера, который за неделю проезжает 50км по маршруту дом-гора-бар.
С другой стороны — логика в замене мотошлема есть. Пенополистирол материал довольно хрупкий и тупо сминается об вашу голову в процессе многочисленных сниманий-надеваний и общих вибраций при езде. Агрессивных нефтесодержащих жидкостей действительно много в нашей жизни и они могут медленно, но верно разрушать Ваш шлем.
В любом случае решение о замене мотошлема принимать вам.
Рекомендуем: За кулисами: как создаются мотошлемы
Comments
Post a Comment